Суббота, 04.05.2024, 02:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ : «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  ПО  ТЕМЕ : «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с признаками второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении; выяснить значение второстепенных членов в речи.

2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;

3. Воспитывать чувство коллективизма.

 

                                    ХОД  УРОКА

 1.     Оргмомент.

2.     Вступительное слово учителя (на протяжении нескольких уроков мы с вами занимались изучением главных членов предложения, однако предложение состоит не только из грамматической основы. Изучению других членов предложения и будет посвящён наш сегодняшний урок. Но сначала займёмся повторением).

     3. Запись в тетрадях : число, тема.

     4. Подготовка к восприятию нового материала.

 - Перед вами слова. Составьте из них предложение, объясните орфограммы.

 

Пл…дами, благоухает, л…ствой, (о, а)сенний, и, са(т, д)

 

Плодами и листвой благоухает осенний сад

 - Назовите и прокомментируйте встретившиеся орфограммы.

- Назовите грамматическую основу предложения.

- Чем выражены главные члены?

 - А чем ещё могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Приведите примеры.

5.  Изучение новой темы

 - какой теме посвящено предложение ? (осени)

 - какой известный российский поэт очень любил осеннее время года и с удовольствием писал об этом? (А.С.Пушкин)

 - какие стихи Пушкина о осени вам известны?

 - а сейчас Егорикова Соня прочитает нам своё любимое стихотворение Пушкина на осеннюю тему. (чтение)

 - мы с вами, конечно, не Пушкины, но я уверена, вы тоже обладаете немалым словарным запасом.

 - посмотрите на репродукции картин (см. слайд). Учащихся одной школы попросили составить предложения по данным картинам. Однако им удалось подобрать лишь грамматические основы. Помогите им и распространите предложения. (записать в тетрадь получившиеся предложения)

 - запись в тетрадь лучших предложений (спросить, а кто составил по-другому). Учитель записывает эти предложения на доске.

- сравните свои предложения с теми, что записаны на слайде. Что вы заметили? (созданные в классе предложения более информативны).

 - благодаря чему это стало возможным? (второстепенным членам)

 - сделайте вывод  о том, зачем нужны второстепенные члены.

 - как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? (распространёнными)

 - а сейчас послушаем выступления наших одноклассников (выступления уч-ся с сообщениями по второстепенным членам)

6. Закрепление темы.

- знакомство с опорной таблицей в учебнике. (читаем, называем второстепенный член, вопрос, способ выражения)

 - найдём второстепенные члены в записанных нами предложениях, используя опорную таблицу в учебнике.

 - Обобщение. Итак, с какими второстепенными членами мы познакомились? Что мы о них узнали? (ответы уч-ся).

 - Работа с текстом. Прочитайте. Докажите, что перед нами текст, определите его тему и основную мысль, в каком предложении выражена основная мысль ? Найдите и выпишите   (1 ряд -   дополнения, 2 ряд – определения, 3 ряд –  обстоятельства) – 3 чел. у доски.

 

    Хорош осиновый лес в осенние ясные дни ! В пурпурно – красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Ещё цветут кое – где запоздалые осенние цветы.

                                                 (И. Соколов – Микитов)

 

Тема – осиновый лес осенью.

Основная мысль – красота осинового леса.

 - тему и основную мысль записать в тетрадь (смотря по времени). Подберём к тексту заголовок (устно)

                                                   Дополнения :

 


                              Физкультминутка (слайд)

 - Работа с учебником. Выполнение упражнения (1 чел. у доски по одному предложению)

 1. В Калуге есть музей космонавтики. 2. В нём хранятся интересные экспонаты. 3. Они рассказывают о К.Э.Циолковском, С.П.Королёве, наших космонавтах.

 - Ребята, как вы думаете, какие предложения используются в речи чаще : распространённые или нет? (ответы уч-ся)

 Учащиеся нашего класса провели небольшое социологическое исследование по данному вопросу. Предоставляю им слово. (выступления исследовательской группы)

                                

                                          ВЫСТУПЛЕНИЕ  

      1 ученик.

В течение всей жизни мы общаемся с огромным количеством людей. Одних мы понимаем с полуслова, других не очень, слушая речь третьих, приходится размышлять, что именно хотел сказать человек.

    2 ученик

Происходит так потому, что люди используют в своей речи разные виды предложений. Кто – то предпочитает изъясняться односложно, не задумываясь о том, какое впечатление производит на собеседника. Другие поступают иначе.

   3 ученик

Нам стало интересно, почему так происходит. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование. Опросили три возрастные группы людей : ровесников, старшеклассников и взрослых. Всем были заданы одинаковые вопросы.

    1 ученик

1) Вы хорошо учитесь (учились) в школе ?

2) Вы знаете, что такое второстепенные члены предложения?

3) Какие предложения используете в своей речи вы : с второстепенными членами или без них?

4) Почему?

 

    2 ученик

Результаты опроса можно увидеть на слайде. Было опрошено 23 ровесника, 27 старшеклассников, 17 взрослых. К сожалению, не все хорошо учились в школе, некоторые основательно  подзабыли курс русского языка. Однако большинство  опрошенных (22 пятиклассника, 20 старшеклассников и 16 взрослых) используют в своей речи предложения с второстепенными членами. 

    3 ученик

В качестве объяснения опрошенные люди называют следующее :

- за счёт второстепенных членом речь становится понятнее;

 - так легче выражать свои мысли;

 - некоторые используют распространённые предложения по привычке, потому что так их научили учителя или родители.

Т.о., можно сделать вывод о том, что несмотря на обилие в современной речи так называемых слов – паразитов, жаргонизмов и других слов, засоряющих нашу речь, всё-таки большая часть окружающих нас людей стремится к правильной и красивой речи, что не может не радовать. 

 - Вывод : какова роль второстепенных членов? (Разнообразят речь, делают её ярче,  содержат больше информации, наполняют предложения смыслом)

  - Обобщающий тест (перед этим обобщить)

 


                                               ВАРИАНТ 1

 1. Предложения, в которых есть второстепенные члены, называются________

 2. Второстепенные члены – это _______________

 3. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется __________________

 4. Второстепенный член, отвечающий на вопросы какой? чей? называется ________

 5.Второстепенный член, отвечающий на вопросы где, куда, откуда, зачем и т.д., называется ________________

 6. Второстепенные члены предложения нужны , чтобы _________________

 7. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены

1) дополнение, сказуемое, определение

2) определение, обстоятельство, подлежащее

3) обстоятельство, подлежащее, сказуемое

4) определение, дополнение, обстоятельство

8. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является дополнением.

1) Мы принесли цветы в корзинах.

2) Орёл громко закричал и расправил крылья.

3) Ель рукавом мне тропинку завесила.

4) Турция – южная страна.

9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством

1) Багряная луна висит над домом.

2) Лунная ночь ещё больше побелела от мороза.

3) Море глухо роптало и билось о берег.

4) В камышах стояла выпь на одной ноге.

10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

1) С утра шёл сильный снег.

2) Звёзды усеяли ночное небо.

3) Тиха украинская ночь.

4) В роще берёзы одна другой красивее.


                             ВАРИАНТ 2

1. Подлежащее и сказуемое – это ____________________

 

2. Второстепенные члены предложения – это ________________

 

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это _____________________

 

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это ____________________________

 

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это ______________________________

 

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …

 

 

_________________________________________________________________________

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …

____________________________________________

         8. В каком предложении есть определение ?

1) Ветер раскачивает деревья. 2) Темнота заползает под кусты. 3) Между деревьев мелькнул огонёк. 4) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

        9. В каком предложении есть дополнение ?

1) В лесу прижилась ласковая осень. 2) С шелестом падали сухие листья на землю. 3) Горький запах дубовой коры заполнял лес. 4) При ветре леса шумят океанским гулом.

     10. В каком предложении есть обстоятельство места (где происходит действие?)

1) В сентябре приходят жёлтые дожди. 2) Золотая осень наряжает землю. 3) В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва. 4) Шлют птицы прощальный привет родным местам.

 7.Отметки за урок.

8.Домашнее задание (составить текст 5 – 7 предложений на осеннюю тему, выполнить синтаксический разбор одного предложения).

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (23.01.2014)
Просмотров: 4433 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.