Урок русского языка на тему "Морфология. Орфография." 5 класс
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных
предметов №3 г.Лебедяни
Конспект открытого урока русского языка на тему "Морфология. Орфография"
(повторение изученного в начальных
классах)
Урок разработан и проведён Калмыковой Е.Ю., учителем
русского языка и литературы МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
№3
Лебедянь,
2010
Цели урока :
·повторитьосновные сведения из разделов русского языка,
полученные учащимися в начальной школе;
·закрепить
орфографические и пунктуационные навыки;
·способствовать
развитию интереса к предмету.
Ход урока
1.Организационный момент.
-
Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и
загадочную страну Лингвистику. Это государство расположено между двумя океанами
: океаном Знаний и океаном Умений.
2.Словарнаяработа.
-
Нам во время путешествия понадобятся вот эти слова. Вспомним их написание.
- С заданием вы справились, мы можем смело отправляться в путь.
Ребята,
через океан мы полетим на самолёте. И чтобы полёт был успешным, нам надо
отредактировать приветственное обращение авиакомпании.
Уважаемыеп…ссаж…ры!
Вы находитесь (на) б…рту ск…рос…ного
лайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лёта.
Сч…с…ливого пути и мя…койп…са…ки!
3.Путешествие
по области Словообразование.
-
Итак, перелёт завершён. Самолёт приземлился в области Словообразование городе
Частисловске. Жители города – Части слова. Они живут в разных микрорайонах :
Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно здесь происходит
грандиозный праздник Великого Словообразования, где Части слова образуют самые
различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка.
Законы в области очень строгие : за
ошибку в корне – штраф, за ошибку в приставке и суффиксе – арест, а за ошибку в
окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни рыбы,
ни дичи, ни ягод, ни сладостей, ни телевизора.
Поэтому туристам надо помнить некоторые
правила. И сейчас вам предстоит доказать их знание.
Задание : вставить орфограммы в корне,
подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.
Уд…вительная страна, прил…теть
самолётом, укр…тить зверя, сож…леть о проступке, заст…клить рамы, п…лезный
урок, объед…нить страны, м…рской путь.
4.Район
Орфография
- Нашпуть проходит через район
Орфография. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны. Чтобы
благополучно перейти этот район, вам предстоит выполнить следующее задание.
Задание : записать слова, выделить окончания существительных,
обозначить склонение и падеж.
-
Для этого вспоминаем, какие существительные относятся к 1-2-3 склонению.
Приехал на машине, отдыхает у речки,
идёт по дороге, решает в тетради, стоит около кровати, вышли к поляне, о тёмной
ночи.
-
Какое правило помогло вам справиться с заданием?
5.Область
Морфология
- Мы постепенно приближаемся к области Морфология.
-
Кто живёт в Морфологии? (части речи)
-
Как определить часть речи? (по вопросу, значению, признакам, синтаксической
роли)
-
А теперь подтвердим теорию практикой
Задание : игра «Собери слово»
1)В предложении Это
был беспокойный малыш найти прилагательное и выделить приставку.
2)Из глагола взять корень Матросы не страшатся шторма.
3)Добавить суффикс прилагательного отважный.
4)Добавить окончание прилагательного Смелый моряк отправился в путь.
5)(бесстрашный)
- Определите часть речи этого слова, составьте с ним предложение и
выполните морфологический разбор.
6.г.Морфобург
- И с этим заданием вы справились. Мы вступаем в конечный пункт нашего
путешествия город Морфобург. Жители города являются поклонниками Глагола.
Давайте порадуем их знаниями этой части речи.
Задание : объясните орфограммы в следующих загадках.
1)Два братца
друг на друга глядят(?)ся, а вместе (не)сойдут(?)ся.
2)На лыжне
встречают(?)ся, спортом увлекают(?)ся.
3)Свернёш(?) –
клин, развернёш(?) – блин.
- Что нужно
знать, чтобы правильно определить спряжение глагола? (вспоминаем алгоритм)
- Распределите глаголы на две
группы в зависимости от спряжения.
7.Итоги урока
- Наше путешествие подошло к концу.
-
Чем мы сегодня занимались? Что повторили?
Домашнее задание : упр.172, разобрать слова по составу, составить с
каждым предложение.
Презентацию по данному уроки можно найти тут же на сайте в разделе "Каталог файлов"