Суббота, 04.05.2024, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка на тему "Морфология. Орфография." 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г.Лебедяни

 

 

 Конспект открытого урока русского языка на тему "Морфология. Орфография"

 

 

             (повторение изученного в начальных классах)

 

 

 

 

 

Урок разработан и проведён Калмыковой Е.Ю., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Лебедянь, 2010

 

 

Цели урока :

·        повторить  основные сведения из разделов русского языка, полученные учащимися в начальной школе;

·        закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

·        способствовать развитию интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

- Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну Лингвистику. Это государство расположено между двумя океанами : океаном Знаний и океаном Умений.

 

2.     Словарная  работа.

- Нам во время путешествия понадобятся вот эти слова. Вспомним их написание.

 

Пут…шествие, м…ршрут, в…л…с…пед, к…рабль, п…ссаж…ры, б…лет, ка(с, сс)а, орф…гра(м, мм)а, м…рфема.

 

- С заданием вы справились, мы можем смело отправляться в путь.

Ребята, через океан мы полетим на самолёте. И чтобы полёт был успешным, нам надо отредактировать приветственное обращение авиакомпании.

 

Уважаемые  п…ссаж…ры!

Вы находитесь (на) б…рту ск…рос…ного лайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лёта.

Сч…с…ливого пути и мя…кой  п…са…ки!

 

3.     Путешествие по области Словообразование.

- Итак, перелёт завершён. Самолёт приземлился в области Словообразование городе Частисловске. Жители города – Части слова. Они живут в разных микрорайонах : Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно здесь происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где Части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка.

       Законы в области очень строгие : за ошибку в корне – штраф, за ошибку в приставке и суффиксе – арест, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни рыбы, ни дичи, ни ягод, ни сладостей, ни телевизора.

      Поэтому туристам надо помнить некоторые правила. И сейчас вам предстоит доказать их знание.

Задание : вставить орфограммы в корне, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.

Уд…вительная страна, прил…теть самолётом, укр…тить зверя, сож…леть о проступке, заст…клить рамы, п…лезный урок, объед…нить страны, м…рской путь.

 

4.     Район Орфография

- Наш  путь проходит через район Орфография. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны. Чтобы благополучно перейти этот район, вам предстоит выполнить следующее задание.

Задание : записать слова, выделить окончания существительных, обозначить склонение и падеж.

- Для этого вспоминаем, какие существительные относятся к 1-2-3 склонению.

Приехал на машине, отдыхает у речки, идёт по дороге, решает в тетради, стоит около кровати, вышли к поляне, о тёмной ночи.

- Какое правило помогло вам справиться с заданием?

 

5.     Область Морфология

- Мы постепенно приближаемся к области Морфология.

- Кто живёт в Морфологии? (части речи)

- Как определить часть речи? (по вопросу, значению, признакам, синтаксической роли)

- А теперь подтвердим теорию практикой

Задание : игра «Собери слово»

1)    В предложении Это был беспокойный малыш найти прилагательное и выделить приставку.

2)    Из глагола взять корень Матросы не страшатся шторма.

3)    Добавить суффикс прилагательного отважный.

4)    Добавить окончание прилагательного Смелый моряк отправился в путь.

5)    (бесстрашный)

- Определите часть речи этого слова, составьте с ним предложение и выполните морфологический разбор.

 

6.     г.Морфобург

- И с этим заданием вы справились. Мы вступаем в конечный пункт нашего путешествия город Морфобург. Жители города являются поклонниками Глагола. Давайте порадуем их знаниями этой части речи.

Задание : объясните орфограммы в следующих загадках.

1)    Два братца друг на друга глядят(?)ся, а вместе (не)сойдут(?)ся.

2)    На лыжне встречают(?)ся, спортом увлекают(?)ся.

3)    Свернёш(?) – клин, развернёш(?) – блин.

 

- Что нужно знать, чтобы правильно определить спряжение глагола? (вспоминаем алгоритм)

- Распределите глаголы на две группы в зависимости от спряжения.

 

7.     Итоги урока

- Наше путешествие подошло к концу.

- Чем мы сегодня занимались? Что повторили?

Домашнее задание : упр.172, разобрать слова по составу, составить с каждым предложение.


Презентацию по данному уроки можно найти тут же на сайте в разделе "Каталог файлов"

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (05.01.2011)
Просмотров: 12324 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
1 LotToomihiT  
0
нужно проверить :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.