Суббота, 04.05.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческая работа учащихся

Творческая работа уч-ся на уроках литературы.

 

        Учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний; комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих уч-ся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.

 

       Задача современной образовательной системы – не «напичкать» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию.

 

       Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

 - гуманитаризации;

 - научности;

 - целостности картины мира;

 - культуросообразности;

 - непрерывного общего развития каждого ребёнка;

 - наглядности;

 - инструментальности;

 - интерактивности.

 

       На наш взгляд, всем этим требованиям соответствует учебник литературы Г.С.Меркина.

      Литературный материал курса предполагает его изучение на общеобразовательном и углублённом уровнях, что позволяет учителю использовать данную программу в разных классах.

 

      Приоритетами данного учебника являются :

 - вовлечение уч-ся в исследовательскую работу;

 - воспитание общей гуманитарной культуры;

 - развитие тонкости литературных суждений.

 

    Данная программа в большей степени, чем другие, позволяет применять упражнения на развитие фантазии, творчества, воображения.

 

  Учебник организует разнообразную работу с текстом, что позволяет сформировать следующие умения:

 - анализировать тексты разных стилей и жанров;

 - объяснять содержание и структуру текста;

 - пересказывать текст;

 - проводить наблюдения за языковыми особенностями;

 - редактировать текст;

 - самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное), на заданную тему или на тему, сформулированную уч-ся; по картине, фотографии, фотоколлажу, рисунку; на основе схем, наблюдений или прослушанного, прочитанного текста.

 

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности уч-ся.

 

Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста.

 

Творческая деятельность уч-ся при изучении литературы складывается из:

1)     литературно-творческих заданий;

2)     творческих сочинений;

3)     заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений;

4)     заданий, развивающих творческого читателя;

5)     участие в творческих формах урока.

 

Вот некоторые варианты заданий, развивающих творческую личность :

1)     домысливание сюжетной линии произведения ( «Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?»);

2)     письмо от имени литературного героя;

3)     «перемещение» литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства («Тринадцатый подвиг Геракла в наше время»);

4)     воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним («О чём бы я хотел расспросить Васютку?»);

5)     описание памятника литературному герою;

6)     устное словесное рисование;

7)     творческие пересказы;

8)     стилистический эксперимент (узнай литературного героя по его речи).

 

Помимо этого в своей работе использую творческие формы урока. Т.к. я работаю преимущественно с уч-ся среднего звена, то отдаю предпочтение так называемым эмоционально-образным формам, к которым относятся: урок-концерт, композиция, урок-сказка, урок- воображаемое путешествие.

Сценарии к таким урокам мы создаём совместно с уч-ся (слайд с фотографиями).

 

Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока «многосторонне приобщает учеников к творчеству; создание сценария концерта или композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление – всё это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.

 

   Особого внимания заслуживают рубрики «Живое слово», «После уроков», которые ориентируют на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, развивают и формируют творческие способности уч-ся. Материал подобран таким образом, что каждый ребёнок может выбрать себе задание по способностям, по интересам, индивидуальное или работу в группе. Эти рубрики являются несомненными помощниками учителя в формировании и развитии творческой личности.

 

Работа по учебнику Меркина позволяет выйти за границы урока. И подтверждением тому является организация кружка «Юный журналист», который функционирует с января 2009 года. Целью работы кружка является становление духовного мира школьника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в реализации своих творческий способностей. Здесь ребята учатся составлять интервью, делать репортажи, собирать материал и правильно его систематизировать, редактировать тексты, рационально использовать языковые средства, создавать тексты разных стилей и жанров… Результатом работы кружка является выпуск газеты периодичностью раз в месяц(показать номера газеты, слайды «Встреча с писателем»).

 

В заключение хочется сказать о том, что в программе Меркина каждый учитель может найти себя, своё направление деятельности, а также помочь раскрыться своим ученикам. Работа по учебнику Меркина

1. помогает приобщить детей к современности;

2. раскрыть индивидуальность, творческий потенциал  каждого ребёнка;

3. поддержать познавательный интерес к предмету.

   

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (13.09.2011)
Просмотров: 859 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.