Суббота, 04.05.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Давайте поклоняться доброте" (урок по основам светской этики)

«Давайте поклоняться доброте…»
Конспект  урока по курсу «Основы светской этики»


Цели: 1) сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

           2) расширить знания школьников о доброте и  её роли
в жизни каждого человека;

              3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим.

Оборудование : мультимедиа


                                                         Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Чтение стихотворения учителем

 Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров
)

 

- Сформулируйте тему урока (ответ уч-ся, затем тема записывается в тетрадь)
3. Работа с раздаточным материалом.

- Ребята, перед вами текст сказки Л.Толстого «Белка и Волк». Прочитайте его.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

-  Как вы думаете , чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах)
- Выступления уч-ся
-  Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

4. Беседа
Учитель:- А что такое доброта? (ответы уч-ся)

Обобщение :

1) Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2)  Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.

3)  Доброта  –   это   стремление   человека  дать   полное   счастье   всем   людям,   всему человечеству.

4) Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.


(запись выводов в тетрадь)

Учитель: - А для чего нужна доброта?

(ответы уч-ся)

5.  Какие пословицы о доброте вам известны? (ответы уч-ся)

Учитель: Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.

- Как вы думаете, что является непременным условием доброты?

Дети. Мало уметь говорить вежливые и добрые слова, надо себя правильно вести.

Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Запишите их на листочках.? (Ответы учащихся).

Учитель: как приятно отметить, что вы совершаете добрые поступки.

- А сейчас проверим, умеете ли вы быть внимательными. Послушайте небольшой рассказ и подумайте над поведением девочки

Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

Внучка:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

Бабушка:

- Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

Внучка:

-Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала читать)

Бабушка у стола:

- Иди, ешь, внученька!

Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила:

-Где у нас чёрный хлеб?

Бабушка:

-Да вот же, перед носом твоим.

Внучка:

-Сметаны!

Бабушка подала сметану.

Внучка поела и спрашивает:

- Сколько времени?

Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы:

-Полвторого…

Внучка:

-Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!

Бабушка:

- И к тебе придут?

Внучка:

- Может быть. Ну, я побежала…

Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы:

- А вдруг и к нам придут проверять!

Учитель: Правильно ли поступила девочка? (ответы учащихся)

- почему?

- Как бы вы поступили на её месте?

- Есть ли у вас бабушки? Всегда ли вы ведёте себя с ними правильно?

 

Учитель: - Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим отрывок из известного вам произведения «Приключения Незнайки». Здесь прозвучит одно из правил доброты. Будьте внимательны!

(просмотр отрывка – 5 минут)

- Какое правило доброты здесь прозвучало?

(добрые поступки нужно совершать бескорыстно)

 

Учитель: послушайте одну историю. О каком добром деле идёт речь?

«Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы, катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, не в состоянии принимать пищу без помощи посторонних. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими. Ребята были скупы на слова. Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили группами или поодиночке. Прошли годы, и дружба сделала своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как одна большая семья.

Вот такие чудеса может творить дружба».

Вопрос: как вы оцениваете поступок одноклассников Марины?

- Бывали ли в вашей жизни случаи, когда чей-то добрый поступок, ласковый взгляд, вовремя сказанное приятное слово помогли вам пережить неприятности? (ответы уч-ся)

- Какие книги по теме сегодняшнего урока вам известны?

- Как вы думаете, почему люди неохотно совершают добрые поступки?

- Несколько дней назад мы с вами посмотрели фильм «Реальная сказка»

- Как бы вы сформулировали его  тему и идею ?

- Почему возникла такая ситуация?

- Кто виноват?

- Нужны ли на самом деле сказки? Почему?

- Оцените поступки сказочных персонажей.

- Как вы оцениваете поступок Саши, его выбор в финале?

- Как бы вы поступили на его месте? Легко ли на это решиться? Почему?

Итог: Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- Представьте, что каждый из вас – художник, вы получили заказ – нарисовать картину, которая призывала бы совершать добрые поступки. Что бы вы на ней изобразили? Давайте отвечать по цепочке, начиная с 1 парты. Как бы вы назвали свою картину?

- А сейчас давайте вернёмся к началу нашего разговора.

Итак, что же такое доброта?

Какова её роль в жизни каждого человека?

Нужно ли стремиться совершать добрые поступки и для чего?

 

Учитель.Наш   классный   час  подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (29.08.2012)
Просмотров: 5959 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.