«Давайте поклоняться доброте…»
Конспект урока по курсу «Основы светской
этики»
Цели: 1) сформировать в сознании детей понятие
«доброта»;
2) расширить знания школьников о доброте и её роли
в жизни каждого человека;
3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим.
Оборудование : мультимедиа
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Чтение стихотворения учителем
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров)
- Сформулируйте тему урока
(ответ уч-ся, затем тема записывается в тетрадь)
3. Работа с раздаточным материалом.
- Ребята, перед вами текст сказки
Л.Толстого «Белка и Волк». Прочитайте его.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и
хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне
всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
- Как вы думаете , чем закончилась
сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё
продолжение этой сказки. ( Работа в группах)
- Выступления уч-ся
- Сравните свои варианты продолжения
сказки с авторским.
Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого,
что мы добры и никому зла не делаем.
4. Беседа
Учитель:- А
что такое доброта? (ответы уч-ся)
Обобщение :
1) Доброта - отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.
2) Доброта - всё положительное, полезное,
хорошее.
3) Доброта – это
стремление человека дать полное
счастье всем людям, всему человечеству.
4) Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.
(запись выводов в тетрадь)
Учитель: - А
для чего нужна доброта?
(ответы уч-ся)
5. Какие пословицы о доброте вам известны?
(ответы уч-ся)
Учитель: Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются
добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя
сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно
хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали:
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас,
Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина,
Снежная королева.
- Как вы думаете, что является непременным
условием доброты?
Дети. Мало уметь
говорить вежливые и добрые слова, надо себя правильно вести.
Хорошие поступки человека говорят о том,
что он хороший человек.
Надо стремиться всегда и во всём быть
полезным людям.
Учитель. Ребята,
какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в
природе? Запишите их на листочках.? (Ответы учащихся).
Учитель: как приятно отметить, что вы совершаете
добрые поступки.
- А сейчас
проверим, умеете ли вы быть внимательными. Послушайте небольшой рассказ и
подумайте над поведением девочки
Автор: Бабушка мыла пол. Услышав
настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на
пол, протараторила:
Внучка:
- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!
Бабушка:
- Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А
во-вторых, зачем это опять в школу?
Внучка:
-Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала
читать)
Бабушка у стола:
- Иди, ешь, внученька!
Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не
глядя на бабушку, спросила:
-Где у нас чёрный хлеб?
Бабушка:
-Да вот же, перед носом твоим.
Внучка:
-Сметаны!
Бабушка подала сметану.
Внучка поела и спрашивает:
- Сколько времени?
Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы:
-Полвторого…
Внучка:
-Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших
учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!
Бабушка:
- И к тебе придут?
Внучка:
- Может быть. Ну, я побежала…
Бабушка вздохнула и принялась снова мыть
полы:
- А вдруг и к нам придут проверять!
Учитель: Правильно ли поступила девочка? (ответы
учащихся)
- почему?
- Как бы вы поступили на её
месте?
- Есть ли у вас бабушки? Всегда
ли вы ведёте себя с ними правильно?
Учитель: - Как вы думаете, есть какие-либо правила
доброты?
Давайте посмотрим отрывок из
известного вам произведения «Приключения Незнайки». Здесь прозвучит одно из
правил доброты. Будьте внимательны!
(просмотр отрывка – 5 минут)
- Какое правило доброты здесь прозвучало?
(добрые поступки нужно совершать
бескорыстно)
Учитель: послушайте одну историю. О каком добром деле
идёт речь?
«Марина за два месяца до окончания учебного года
вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы,
катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не
могла, не в состоянии принимать пищу без помощи посторонних. Приходили
одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство
непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими. Ребята были скупы на слова.
Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством мальчики посадили перед
окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не
оставляли одну, дежурили группами или поодиночке. Прошли годы, и дружба сделала
своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они рассматривали
фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за
столом под сливой, как одна большая семья.
Вот такие чудеса может творить дружба».
Вопрос: как вы
оцениваете поступок одноклассников Марины?
- Бывали ли в вашей жизни случаи, когда
чей-то добрый поступок, ласковый взгляд, вовремя сказанное приятное слово
помогли вам пережить неприятности? (ответы уч-ся)
- Какие книги по теме сегодняшнего урока
вам известны?
- Как вы думаете, почему люди неохотно
совершают добрые поступки?
- Несколько дней назад мы с вами
посмотрели фильм «Реальная сказка»
- Как бы вы сформулировали его тему и идею ?
- Почему возникла такая ситуация?
- Кто виноват?
- Нужны ли на самом деле сказки? Почему?
- Оцените поступки сказочных персонажей.
- Как вы оцениваете поступок Саши, его
выбор в финале?
- Как бы вы поступили на его месте? Легко
ли на это решиться? Почему?
Итог: Поступать по законам доброты -
это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята!
Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены,
они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо,
когда человек оставляет после себя добрый след.
- Представьте, что каждый из вас –
художник, вы получили заказ – нарисовать картину, которая призывала бы
совершать добрые поступки. Что бы вы на ней изобразили? Давайте отвечать по
цепочке, начиная с 1 парты. Как бы вы назвали свою картину?
- А сейчас давайте вернёмся к началу нашего
разговора.
Итак, что же такое доброта?
Какова её роль в жизни каждого человека?
Нужно ли стремиться совершать добрые
поступки и для чего?
Учитель. — Наш
классный
час подходит к концу. Вы ещё
дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля
красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы
должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
|