Суббота, 04.05.2024, 01:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Педсовет

Выступление на заседании педагогического совета школы на тему «Средства обучения русскому языку»

 

 

                                               Материал подготовлен

                                               Калмыковой Е.Ю.,

                                               руководителем  МО

                                               учителей русского языка

 


         Если обратиться к лексическому значению, то выяснится, что одним из значений слова средство  является следующее.

        Средство – это приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

        Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

        Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся школьные учебники, сборники упражнений, справочники, словари, наглядные пособия различных типов; к неосновным – раздаточный материал, учебная техника, учебные принадлежности.

         Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе.

          У учителей нашего МО также сложилась своя система использования средств обучения русскому языку.

          На наш взгляд, выбранные средства только тогда являются эффективными, когда используются взаимосвязано и взаимообусловлено в процессе решения определённых учебных задач.

           Какие же средства обучения являются приоритетными у учителей русского языка? Чтобы ответить на этот вопрос, я посетила уроки своих коллег, и  результатом этого явились следующие наблюдения.

             Безусловно, ведущим средством обучения русскому языку и литературе является школьный учебник. Сегодня рынок буквально пестрит многообразием учебников и учебных программ. Здесь следует помнить, что от правильного выбора учителем учебника во многом зависит эффективность нашей работы.

             Вот уже на протяжении нескольких лет МО учителей русского языка и литературы использует в практике своей работы УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (по русскому языку) и учебник Г.С.Меркина (по литературе).

             На наш взгляд, именно эти учебники наиболее отвечают требованиям, а именно :

·        использованием  различных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала;

·        разграничением материала по степени его важности и сложности овладения изучаемой темой;

·        наличием материалов, с помощью которых школьники обучаются различным способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т.д.);

·        наличием упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех умений и навыков;

·        наличием разнообразного наглядного материала (рисунки, схемы, таблицы), который способствует интенсификации учебного процесса;

наличием материала, с помощью которого у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.

             Наряду с учебником в качестве средств обучения члены МО русского языка используют и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника.

           Это сборник «Дидактический материал», представляющий собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Данное средство обучения широко представлено на уроках Белых И.Д., Никитиной Т.С.

            К пособиям, дополняющим учебник, относятся «Рабочие тетради», персональные сборники тестов, что создаёт значительную экономию времени на уроке и позволяет охватить больше материала. Подобные средства обучения можно увидеть на уроках Логиновой В.Н., Хомутцовой О.Н.

           Вот уже три года в качестве обучающего средства на уроках русского языка  учителями Кузнецовой Г.В., Белых И.Д., Калмыковой Е.Ю., Севостьяновой В.С.  используется  тетрадь для практических занятий. «Практикум» является незаменимым помощником при подготовке выпускников к итоговой аттестации. Однако более опытные коллеги советуют применять данное пособие и на ранних ступенях изучения русского языка.

         МО учителей русского языка и литературы не обходит вниманием и средства наглядности, которые используются практически на всех этапах обучения. Это разнообразные таблицы, схемы, репродукции картин на уроках развития речи, экранно-звуковые средства обучения (просмотр кинофильмов, кинофрагментов). Данные средства обучения дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ применения правил на практике.

          В настоящее время копилка  средств обучения пополняется  за счёт использования компьютерных технологий. Следует подчеркнуть, что применение компьютера на уроках русского языка и литературы не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить  ряд дидактических задач : интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к учебной работе. Уроки с активным использованием компьютера успешно проводят Кузнецова Г.В., Белых И.Д., Севостьянова В.С.

        Учебный процесс – это совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определённого времени.

        В самом начале выступления упоминалось о важности верного выбора средств обучения. Перечисленные средства обучения, несомненно, являются эффективными, что подтверждается хорошими показателями наших учащихся при сдаче выпускных экзаменов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (13.09.2011)
Просмотров: 1316 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.