УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ : «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»
ЦЕЛИ : дать понятие о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте; формировать орфографическую грамотность.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Словарный диктант
Профессия, специальность, коллега, аппарат, учреждение, исследование, температура, инициатива, чувствовать, участвовать, труженик, интерьер, магнитофон, аккордеон, коридор, телеграмма, телевидение, аквариум, акватория, территория, терраса, лестница, кабинет.
- Подготовка к изучению нового материала.
- Анализ текста
И какая же сверкающая даль! Как прекрасна светлая наша страна! Горы, леса, ширь – конца – краю нет… Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе?!
Скорее тёмные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а вершинами врастут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов вечную любовь к тебе.
Да и как можно выжечь, искоренить то, что вошло в кровь человека с молоком матери! (по Б.Пермитину)
- объясните встретившиеся орфограммы;
- объясните известные вам части речи;
- как вы определяете отнесённость слова к той или иной части речи? (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки)
- какой частью речи, на ваш взгляд, является слово «сверкающая»?
(выясняем, как образовано слово, что обозначает)
- Изучение нового материала.
- введение термина «причастие»;
- чтение параграфа;
- упр. 37 (сначала устно, затем письменно);
Выводы :
- что такое причастие?
- от какой части речи образуются причастия?
- перечислите суффиксы причастий
- упр. 38 (у доски с последующей проверкой). В это время идёт работа с классом.
Задание:
- образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;
- выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие. Составьте предложение с каждым причастием. Выполните его синтаксический разбор.
- Учитель обращает внимание на слова Ломоносова о причастии ( «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».) и говорит, что надо доказать справедливость этих слов.
Для доказательства дает такие предложения:
- Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.
- В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.
5. Подведение итогов урока ( в форме обобщающей беседы). Д/З : параграф 132, упр. 42.
|