Творческая работа уч-ся на уроках литературы.
Учебник – хранитель знаний, накопленных
современной наукой, средство трансляции этих знаний; комплекс познавательных
материалов, заданий, упражнений, стимулирующих уч-ся к дальнейшему приобретению
знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.
Задача современной образовательной
системы – не «напичкать» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых
никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации,
способность к самообразованию.
Содержание современного учебника
определяется следующими принципами:
- гуманитаризации;
- научности;
- целостности картины мира;
- культуросообразности;
- непрерывного общего развития каждого
ребёнка;
- наглядности;
- инструментальности;
- интерактивности.
На наш взгляд, всем этим требованиям
соответствует учебник литературы Г.С.Меркина.
Литературный материал курса предполагает
его изучение на общеобразовательном и углублённом уровнях, что позволяет
учителю использовать данную программу в разных классах.
Приоритетами данного учебника являются :
- вовлечение уч-ся в исследовательскую работу;
- воспитание общей гуманитарной культуры;
- развитие тонкости литературных суждений.
Данная программа в большей степени, чем
другие, позволяет применять упражнения на развитие фантазии, творчества,
воображения.
Учебник организует разнообразную работу с
текстом, что позволяет сформировать следующие умения:
- анализировать тексты разных стилей и жанров;
- объяснять содержание и структуру текста;
- пересказывать текст;
- проводить наблюдения за языковыми
особенностями;
- редактировать текст;
- самостоятельно создавать собственное речевое
высказывание (устное или письменное), на заданную тему или на тему,
сформулированную уч-ся; по картине, фотографии, фотоколлажу, рисунку; на основе
схем, наблюдений или прослушанного, прочитанного текста.
Воспитание творческой
личности – одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение
этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности уч-ся.
Литературное творчество, по
мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста.
Творческая деятельность уч-ся
при изучении литературы складывается из:
1)
литературно-творческих
заданий;
2)
творческих
сочинений;
3)
заданий,
развивающих творческого интерпретатора литературных произведений;
4)
заданий,
развивающих творческого читателя;
5)
участие в
творческих формах урока.
Вот некоторые варианты
заданий, развивающих творческую личность :
1)
домысливание
сюжетной линии произведения ( «Что случилось в городе N после приезда
настоящего ревизора?»);
2)
письмо от имени
литературного героя;
3)
«перемещение»
литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства («Тринадцатый
подвиг Геракла в наше время»);
4)
воображаемая встреча
с литературным героем и разговор с ним («О чём бы я хотел расспросить Васютку?»);
5)
описание памятника
литературному герою;
6)
устное словесное
рисование;
7)
творческие
пересказы;
8)
стилистический
эксперимент (узнай литературного героя по его речи).
Помимо этого в своей работе
использую творческие формы урока. Т.к. я работаю преимущественно с уч-ся
среднего звена, то отдаю предпочтение так называемым эмоционально-образным
формам, к которым относятся: урок-концерт, композиция, урок-сказка, урок-
воображаемое путешествие.
Сценарии к таким урокам мы
создаём совместно с уч-ся (слайд с фотографиями).
Подготовка и проведение эмоционально-образных
форм урока «многосторонне приобщает учеников к творчеству; создание сценария
концерта или композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор
стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений,
усиливающих эмоциональное впечатление – всё это оставляет у школьников ощущение
сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в
творческую деятельность.
Особого внимания заслуживают рубрики «Живое
слово», «После уроков», которые ориентируют на интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие, развивают и формируют творческие способности уч-ся.
Материал подобран таким образом, что каждый ребёнок может выбрать себе задание
по способностям, по интересам, индивидуальное или работу в группе. Эти рубрики
являются несомненными помощниками учителя в формировании и развитии творческой
личности.
Работа по учебнику Меркина
позволяет выйти за границы урока. И подтверждением тому является организация
кружка «Юный журналист», который функционирует с января 2009 года. Целью работы
кружка является становление духовного мира школьника, создание условий для
формирования внутренней потребности личности в реализации своих творческий
способностей. Здесь ребята учатся составлять интервью, делать репортажи,
собирать материал и правильно его систематизировать, редактировать тексты,
рационально использовать языковые средства, создавать тексты разных стилей и
жанров… Результатом работы кружка является выпуск газеты периодичностью раз в
месяц(показать номера газеты, слайды «Встреча с писателем»).
В заключение хочется сказать
о том, что в программе Меркина каждый учитель может найти себя, своё
направление деятельности, а также помочь раскрыться своим ученикам. Работа по
учебнику Меркина
1. помогает приобщить детей к
современности;
2. раскрыть индивидуальность,
творческий потенциал каждого ребёнка;
3. поддержать познавательный
интерес к предмету.
|