Выступление на заседании педагогического
совета школы на тему «Средства обучения русскому языку»
Материал подготовлен
Калмыковой Е.Ю.,
руководителем МО
учителей русского языка
Если обратиться к лексическому значению, то выяснится,
что одним из значений слова средство является следующее.
Средство – это приём, способ действия
для достижения чего-нибудь.
Средства обучения – это специально
созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю
управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие
перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на
детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и
неосновные. К основным относятся школьные учебники, сборники упражнений, справочники,
словари, наглядные пособия различных типов; к неосновным – раздаточный
материал, учебная техника, учебные принадлежности.
Средства обучения могут сыграть
положительную роль, если применяются в системе.
У учителей нашего МО также сложилась
своя система использования средств обучения русскому языку.
На наш взгляд, выбранные средства
только тогда являются эффективными, когда используются взаимосвязано и
взаимообусловлено в процессе решения определённых учебных задач.
Какие же средства обучения являются
приоритетными у учителей русского языка? Чтобы ответить на этот вопрос, я
посетила уроки своих коллег, и
результатом этого явились следующие наблюдения.
Безусловно, ведущим средством
обучения русскому языку и литературе является школьный учебник. Сегодня рынок
буквально пестрит многообразием учебников и учебных программ. Здесь следует
помнить, что от правильного выбора учителем учебника во многом зависит
эффективность нашей работы.
Вот уже на протяжении нескольких
лет МО учителей русского языка и литературы использует в практике своей работы
УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (по русскому языку) и учебник Г.С.Меркина (по
литературе).
На наш взгляд, именно эти учебники
наиболее отвечают требованиям, а именно :
·
использованием различных способов и форм предъявления
информации, подачи нового материала;
·
разграничением
материала по степени его важности и сложности овладения изучаемой темой;
·
наличием
материалов, с помощью которых школьники обучаются различным способам
деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и
т.д.);
·
наличием
упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех умений и
навыков;
·
наличием
разнообразного наглядного материала (рисунки, схемы, таблицы), который
способствует интенсификации учебного процесса;
наличием материала, с помощью
которого у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные
материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.
Наряду с учебником в качестве средств
обучения члены МО русского языка используют и другие пособия, дополняющие его и
позволяющие учителю привлечь тот материал, который по тем или иным причинам не
может быть включен в содержание учебника.
Это сборник «Дидактический материал»,
представляющий собой систему учебных карточек, предназначенных для
индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Данное средство
обучения широко представлено на уроках Белых И.Д., Никитиной Т.С.
К пособиям, дополняющим учебник,
относятся «Рабочие тетради», персональные сборники тестов, что создаёт
значительную экономию времени на уроке и позволяет охватить больше материала.
Подобные средства обучения можно увидеть на уроках Логиновой В.Н., Хомутцовой
О.Н.
Вот уже три года в качестве
обучающего средства на уроках русского языка
учителями Кузнецовой Г.В., Белых И.Д., Калмыковой Е.Ю., Севостьяновой
В.С. используется тетрадь для практических занятий. «Практикум»
является незаменимым помощником при подготовке выпускников к итоговой
аттестации. Однако более опытные коллеги советуют применять данное пособие и на
ранних ступенях изучения русского языка.
МО учителей русского языка и
литературы не обходит вниманием и средства наглядности, которые используются
практически на всех этапах обучения. Это разнообразные таблицы, схемы,
репродукции картин на уроках развития речи, экранно-звуковые средства обучения
(просмотр кинофильмов, кинофрагментов). Данные средства обучения дополняют материалы
учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых
явлений, освоить способ применения правил на практике.
В настоящее время копилка средств обучения пополняется за счёт использования компьютерных
технологий. Следует подчеркнуть, что применение компьютера на уроках русского
языка и литературы не является самоцелью. Его использование позволяет
эффективно решить ряд дидактических
задач : интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать
познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к учебной работе. Уроки
с активным использованием компьютера успешно проводят Кузнецова Г.В., Белых
И.Д., Севостьянова В.С.
Учебный процесс – это совместная
деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению
умениями в течение определённого времени.
В самом начале выступления упоминалось
о важности верного выбора средств обучения. Перечисленные средства обучения,
несомненно, являются эффективными, что подтверждается хорошими показателями
наших учащихся при сдаче выпускных экзаменов.
|