Воскресенье, 19.05.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Калмыкова Е. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Лебедяни

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Классный час - "Хорошие манеры"

Хорошие манеры

(обучающая игра для уч-ся среднего школьного возраста)

Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

                        Ход  урока.

                  

                  Вступительное слово учителя.

 

         « Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится  и к внешней культуре человека.

            Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Ведь стремление вести себя по определённым правилам уходит в глубь тысячелетий.

             Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

              « Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек  уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

 -  А что вам об этом известно?

          Конкурс знатоков этикета.

1.     Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? ( Младший)

2.     Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? ( Да)

3.     Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? ( Да, можно просто кивнуть).

4.     С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? ( Да)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому правилу – никогда не ошибётесь.

                         Комментарий учителя.

 

         Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим гостям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

        Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.

                  Тест «Насколько вы конфликтный человек».

 

1.     В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А. Не принимаю участия.

Б. Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной.

В. Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

    2. Выступаете ли вы с критикой руководства?

          А. Нет.

          Б. Только если имею для этого веские основания.

          В. Критикую всегда и по любому поводу.

    3. Часто ли вы спорите с друзьями?

          А. Только в шутку и если это люди не обидчивые.

          Б. Лишь по принципиальным вопросам.

          В. Споры – моя стихия.

    4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?

          А. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.

          Б. Делаю замечание – надо же учить грубияна хорошему тону.

          В. Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком.

    5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.

           А. Не буду поднимать бучу из-за пустяка.

           Б. Молча возьму солонку.

           В. Не удержусь от едких замечаний и , быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

           А. С возмущением посмотрю на обидчика.

           Б. Сухо, без эмоций сделаю замечание.

           В. Выскажусь,  не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

           А. Промолчу.

           Б. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.

           В. Выскажу всё, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

            А. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии.

            Б. Не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш.

            В. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

 

            Баллы: «а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

Идёт подсчёт баллов. Класс разделяется на три психологических типа.

           22-23 очка – вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов.

           12-20 очков – вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет другого выхода, когда все средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей.

             До 10 очков – споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других; если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьём. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто с вами рядом. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

                    Игра «Зеркало».

   Один из вас встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята будут поочерёдно повторять его фразы, слова-паразиты, которые он чаще других слов употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны.

Итоги занятия. Комментарий учителя.

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы будете учиться честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас люди. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-то качеств, а затем ставят себе за это качество отметку, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите такой перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка…

Поставьте себе по этим предметам оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей тоже оценить вас. Посмотрите, что получится, и сделайте выводы.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: « У кого ты учился благовоспитанности?» - « У невоспитанных, - ответил он, - я  избегал делать то, что делают они.»

Этими и другими способами попытайтесь узнать и оценить себя. И постарайтесь в дальнейшем следовать правилу: человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kmaxim (05.01.2011)
Просмотров: 5483 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Калмыкова Е. Ю.