(обучающая игра для уч-ся
среднего школьного возраста)
Цель: сформировать у
школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и
вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Ходурока.
Вступительное слово учителя.
« Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин.
Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
Современный этикет наследует обычаи
и традиции всех времён и народов. Ведь стремление вести себя по определённым
правилам уходит в глубь тысячелетий.
Этикет требует от человека вести
себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном
обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические
ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской
открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости
или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета,
ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью,
вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
« Здоров ли ваш скот?» Эту фразу
произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя
вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А
как звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему
знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к
окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на
него.
-А что
вам об этом известно?
Конкурс
знатоков этикета.
1.Кто здоровается
первым, если встретились младший и старший? ( Младший)
2.Ты идёшь с
товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком,
приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? ( Да)
3.Вы вошли в
автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья.
Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? ( Да, можно
просто кивнуть).
4.С вами, наверное,
такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который
ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
( Да)
Вот
видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так,
а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».
Будете следовать этому правилу – никогда не ошибётесь.
Комментарий учителя.
Ещё совсем недавно вы и не
подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И
гостей принимали, и подарки вашим гостям подбирали, и одевали вас по своему
усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам
окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается
таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком
неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное
дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда
человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и
наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Человек может обойтись без многого – но
не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый
французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы
продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на
третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса
оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто
хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по
мелочам.
Тест «Насколько вы конфликтный человек».
1.В классе начался
спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
А.
Не принимаю участия.
Б.
Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной.
В.
Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы с критикой руководства?
А. Нет.
Б. Только если имею для этого веские
основания.
В. Критикую всегда и по любому
поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
А. Только в шутку и если это люди не
обидчивые.
Б. Лишь по принципиальным вопросам.
В. Споры – моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете,
если кто-то лезет вперёд?
А. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе
дороже.
Б. Делаю замечание – надо же учить
грубияна хорошему тону.
В. Прохожу вперёд и начинаю наблюдать
за порядком.
5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша
реакция.
А. Не буду поднимать бучу из-за
пустяка.
Б. Молча возьму солонку.
В. Не удержусь от едких замечаний и
, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте
вам наступили на ногу…
А. С возмущением посмотрю на
обидчика.
Б. Сухо, без эмоций сделаю
замечание.
В. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь,
которая вам не нравится.
А. Промолчу.
Б. Ограничусь коротким, но тактичным
комментарием.
В. Выскажу всё, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в
лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?
А. Постараюсь казаться равнодушным,
но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии.
Б. Не скрою досады, но отнесусь к
этому с юмором, пообещав взять реванш.
В. Проигрыш испортит мне настроение,
подумаю, как отомстить лохотронщику.
Баллы: «а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0
очков.
Идёт подсчёт баллов. Класс
разделяется на три психологических типа.
22-23
очка – вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов.
12-20
очков – вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы
конфликтуете, только если нет другого выхода, когда все средства исчерпаны. Вы
способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на
отношениях к вам товарищей.
До 10 очков – споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите
критиковать других; если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть
человека живьём. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто с вами
рядом. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой
характер.
Игра «Зеркало».
Один из вас встанет перед классом, окажется
как бы перед зеркалом. А ребята будут поочерёдно повторять его фразы, слова-паразиты,
которые он чаще других слов употребляет, продемонстрируют его походку,
движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны.
Итоги занятия. Комментарий учителя.
Я очень надеюсь, что сегодня
мы общались не зря и вы будете учиться честно оценивать себя. Но здесь всегда
будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что
думают о вас люди. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди:
составляют перечень каких-то качеств, а затем ставят себе за это качество
отметку, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы.
Например, возьмите такой перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи,
гостеприимство, осанка и походка…
Поставьте себе по этим
предметам оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей тоже
оценить вас. Посмотрите, что получится, и сделайте выводы.
Помогает в самопознании и
наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана
спросили: « У кого ты учился благовоспитанности?» - « У невоспитанных, -
ответил он, - яизбегал делать то, что
делают они.»
Этими и другими способами
попытайтесь узнать и оценить себя. И постарайтесь в дальнейшем следовать
правилу: человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим
людям.